Yegor_and_Snake (ys) wrote in draw_yourself,
Yegor_and_Snake
ys
draw_yourself

Наста Ройц


Наста (Йерка Хермина Любица) Ройц
Nasta (Jerka Hermina Ljubica) Rojc

2b12bc90b14b
Nasta Rojc Self-Portrait 1919 г.

Хорватская художница, одна из первых профессиональных художниц Хорватии, получивших академическое образование.
Анастасия (Наста) родилась в семье известного адвоката, доктора права Милана Ройца, и была старшей из четырех детей. Хорватский художник Йосип Хохньец, работавший учителем рисования в привилегированной гимназии, где училась девочка, оказал самое существенное влияние на выбор ее профессии, поскольку считал Насту одной из своих самых талантливых учениц. После окончания начальной гимназии в родном Бьеловаре, отец отправил дочь учиться в старшие классы в частную гимназию в город Грац.
В 1890 году семья Ройц приобрела усадьбу в деревне Гудовац, в восьми километрах от Бьеловара, расположенной на речке Йесма. Окрестности усадьбы стали главным мотивом раннего творчества Насты, которая уже тогда решила стать художницей.
В 1906 году Милан Ройц был назначен секретарем по образованию и делам религий в государственной администрации Хорватии, семья с младшими детьми переехала в Загреб, а Наста с сестрой Верой осталась «на хозяйстве» в Гудоваце. Помимо живописи у девушки из обеспеченной семьи было странное желание досконально изучить сельскую жизнь. По воспоминаниям самой художницы, она «помогала выращивать кукурузу, колола дрова, жала под палящим солнцем, пока смертельно не уставала, ходила за плугом в дождь и слякоть, пасла волов и лошадей». Впрочем, эту непростую физическую работу Наста чередовала с многочисленными путешествиями, в основном, по Италии, побывав в Венеции, Падуе, Сиене, Ферраре, Равенне и Анконе.
Опять же, по свидетельству Насты, ее отец был категорически против ее желания стать художницей. Она писала: «Мой отец предупреждал меня, что искусством я не смогу зарабатывать себе на жизнь. Он пугал меня примером бедной жизни и смерти нашего кровного родственника, художника Фердо Кикереса».
В конце концов, Милан Ройц смирился с решением дочери учиться живописи, видя ее сильное желание и талант. В 1901 году Наста стала учиться в частной школе живописи в Загребе у Отона Ивековича. Позже, с перерывами, с 1902 по 1911 год она продолжила обучение в Свободной Школе живописи для женщин в Вене, где кроме живописи посещала класс фотографии и занималась в модельном бизнесе.
После Вены Ройц отправилась в Мюнхен, где вместе с молодыми хорватскими художниками
Йосипом Рачичем (Josip Ra?i?, 22 марта 1885 - 20 июня 1908, Париж), Воина Бакича (Vojin Baki?), Мирослава Кралевича (Miroslav Kraljevi?, 14 декабря 1885 - 16 апреля 1913) и др. организовала сообщество художников под названием «Мюнхенский круг».
После возвращения в Загреб, Ройц снова стала работать в студии Ивековича.
Впервые Наста Ройц публично экспонировалась на выставке Общества искусства Хорватии в Павильоне искусств в Загребе в 1909 году, где представила восемь картин маслом и пастелью, написанные в 1904 в Вене.
С тех пор почти ежегодно, художница участвовала в выставках не только в Хорватии, но и по всей Европе: во Франции, Англии, Шотландии, Чехии, Польше и Румынии. Пиком выставочной деятельности стал 1908 год, когда в течение года Ройц участвовала в восьми выставках. После такого успеха, как ни странно, художница стала и писать, и выставляться реже.


2be48fb94fd2
Nasta Rojc Autoportret.

Первое десятилетие ХХ века стало ключевым периодом развития хорватского современного искусства. И вклад Насты Ройц в это развитие был весомым. Художница писала пейзажи, сельские бытовые сцены, городские виды, портреты и автопортреты, натюрморты и анималистика. Причем, творчество художницы в разные периоды находилось под влиянием, по-моему, всех существующих направлений в живописи – академического реализма и натурализма, символизма, пленэрной живописи, импрессионизма и постимпрессионизма и даже соцреализма.
Начиная с 1918 года, в творчестве художницы стала преобладать портретная живопись.
По инициативе Насты и художницы Лины Крниц-Виван в Загребе в 1920 году был основан Клуб изобразительного искусства, в деятельности которого Ройц принимала активное участие.

В 1923 году в связи с болезнью художница совершила путешествие в Англию и Шотландию, откуда вернулась через два года, поправив собственное здоровье и «заболев» английской пейзажной живописью (простите за каламбур!).
Ройц принадлежала к «Загребской разноцветной школе», основанной Влахо Буковацем. В 1928 году художница уже сама стала одним из основателей Клуба женщин-художников, который стал результатом сотрудничества Насты с Международным женским клубом искусств в Лондоне.
В 1928 и 1929 годах в загребском журнале «Хорватское обозрение» были опубликованы автобиография художницы и фрагменты ее писем из Англии, которые явились доказательством, что у Ройц был и литературный талант.
Особую часть творчества художницы занимают ее автопортреты. Как писал историк Пурпа Петравич-Клаич, «причиной частых «игр» художницы со своей фигурой стала возможность показать всем свое альтер-эго».
Интересный анализ дается автопортрету в образе охотника. Художница подчеркнула андрогенные особенности своей фигуры, чтобы указать на характер традиционно "мужских" черт характера, которые скрыты в каждой женщине. Пейзаж за фигурой с тончайшими оттенками света и голубоватого тона являются идеальной рамкой для гордой позы героини. Ее взгляд вызывающе направлен на зрителя, общее впечатление от сильной фигуры смягчает лишь левая рука, небрежно опущенная в карман.

89fa24609159

Nasta Rojc Autoportret 1911 г.

В 1941 году, когда вся Европа «полыхала в огне» мировой войны, хорватской фашистской организацией усташей (от хорватского Usta?e — повстанцы) во главе с Анте Павеличем (1889-1959) было провозглашено пронацистское независимое государство Хорватия. Насту стали подозревать в поддержке партизан, она стала считаться человеком с сомнительной репутацией, поэтому ее дом и мастерская в Загребе были конфискованы. В июле 1943 года художницу, которой было уже 60 лет, арестовали вместе с Мэри Онслоу (75 лет) - богатой представительницей английской знати, которая руководила Англо-говорящим Обществом в Загребе и была компаньонкой Насты по домашнему хозяйству, несмотря на то, что обе женщины были больны. Правда, вскоре они были освобождены из-за недостатка улик. Художница сделала этот драматический и унизительный период нахождения в тюрьме «бессмертным», нарисовав одиннадцать небольших эскизов, сделанных карандашом на туалетной бумаге.
Наста Ройц умерла в Загребе в 1964 году всеми забытая в свой день рождения и была похоронена вместе с миссис Онслоу на евангельской части кладбища Мирогой.
В 1969 году тогда еще молодой хранитель Городского музея в Бьеловаре Желько Сабол впервые после смерти художницы организовал большую выставку работ Ройц. Среди картин были и две работы, подаренные музею художницей в 1959 году.
Только после этой выставки стал расти интерес к имени этой талантливой и плодотворных художниц Хорватии.
В 2003 году большая галерея Городского музея в Бьеловаре стала носить имя Насты Ройц.

Оригинал взят у sadalskij в Каждый из нас предан... Кому-то. Или кем-то.



Наста Ройц, автопортрет. Нач. 1900-х.

Со временем боль притупляется, это правда ведь,
А жизнь, как война: победителей здесь не судят.
И только под утро, в заштопанной гладко памяти
Фантомно болят ампутированные люди.

Крис Аивер

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 1 comment